The third largest mosque in the world was inaugurated in Algeria
It’s also Africa’s largest, but critics view the mosque as a vanity project for a former president who tried to name it after himself. Al Jazeera reports. Cars drive past the Djamaa El-Djazair or the Great Mosque of Algiers [Anis Belghoul/AP Photo] Algeria has inaugurated the world’s third-largest and Africa’s largest mosque,…
Sensation!? Egypt’s Oldest Papyri Detail Great Pyramid Construction
CHRISTOPHER KLEIN Egypt’s oldest papyrus fragments, which detail the construction of the Great Pyramid of Giza, have gone on public display in Cairo. In 2013, a joint team of French and Egyptian archaeologists discovered a remarkable find in a cave at the ancient Red Sea port of Wadi el-Jarf—hundreds of inscribed papyrus fragments that…
Brazil: 9,000-year-old Human Skeletons and Over 100,000 Artifacts
Surveyors in Brazil were appraising a site identified for the building of a new apartment complex. However, they downed tools, and called in archaeologists when they started finding bones and shards of pottery. Now, a multi-layered archaeological site has been revealed which has yielded 43 human skeletons and in excess of 100,000 artifacts. …
Categories: Christianity

История кропотливой работы ромов-проповедников и ромов-правозащитников. Украина

Анна Соколова (ФОКУС)

 

Табор никуда не уходит. Как ромы в Харьковской области самостоятельно интегрируются в украинское общество

 


Фото io.ua
Городок Мерефа в Харьковской области появился раньше Харькова. Мерефу основали украинские казаки в конце XVI века. Однажды возле их поселения на берегу речки Мжа остановилась ромская кибитка. Трудно сказать, что заставило представителей кочевого народа строить здесь хаты и кузни. Однако с тех пор сэрвы (одна из этнических групп ромов) никогда не покидали этой земли.
Как и пять столетий назад, в Мерефе и окрестных сёлах между ромской общиной и остальным населением время от времени вспыхивают конфликты, о чём можно узнать из криминальной хроники. В прошлом году в соседнем селе неизвестный расстрелял из пистолета группу ромов. Один мужчина погиб, четверо получили ранения. По словам местных ромов, к поселковому совету их позвали выяснять отношения после ссоры сына убитого с поселковым головой.

 

Фото io.ua

В другом соседнем селе рома поймали на воровстве. После чего местные жители стали обвинять в разных грехах всех соплеменников. Одна из ромских семей расценила это как дискриминацию и пожаловалась правозащитникам. Ответ властей выглядел несколько необычно: местный депутат предложила выселить ромов.
Во многих конфликтах между ромами и остальным населением виноваты обе стороны. Обобщая, можно сказать, что потомки кочевников недостаточно интегрированы в украинское общество. Это одна из причин того, что они сталкиваются с недружелюбным отношением окружающих. Проще говоря, ромам и украинцам не хватает взаимопонимания.

 

Фото io.ua

Государство делает вид, что решает проблему. В 2013-м была утверждена “Стратегия защиты и интеграции в украинское общество ромского национального меньшинства на период до 2020 года”. Как и когда стратегия, прописанная на годы вперёд, коснётся жизни конкретных ромов и украинцев, неизвестно. Есть вероятность, что никак и никогда.
Поэтому ромы Мерефы решили интегрироваться в украинское общество самостоятельно. Делают они это организованно — на базе местной протестантской общины. Конечно же, ромской. Ромы-проповедники и ромы-правозащитники как минимум раз в неделю наставляют на путь истинный свою паству и проводят для неё правовой ликбез. Кто эти люди?

 

Взрослая школа. Переводчик Библии на ромский язык Николай Бурлуцкий (на фото) пользуется непререкаемым авторитетом у жителей Мерефы. Здесь часто можно услышать фразу: “Раз Коля сказал, что надо учиться, значит, будем учиться”

 

Правозащитник
Николай Бурлуцкий родился в России, в Белгородской области. Ещё ребёнком вместе с семьёй переехал в Украину, в Волчанск (Харьковская область). Здесь начал ходить в протестантскую церковь.
— Я духовно созревал, думал, в каком направлении двигаться, — вспоминает Николай. — Когда понял, что моё призвание — трудиться среди моего народа, решил проповедовать, распространять христианские ценности.

 

Пастор Николай Бурлуцкий. Фото: Фалий Вячеслав/good-news.in

 

В 1999-м Бурлуцкий поехал в Мерефу на миссионерское служение и создал здесь церковную общину. В начале 2000-х начал переводить Библию на ромский язык.
— В организации “Переводчики Библии Украины” узнали, чем я занимаюсь, и пригласили на конференцию. Недавно ездил в Херсон переводить Евангелие от Луки. Работал в паре с Еленой Марчук — она как литературный редактор, я как носитель языка, — рассказывает Николай.
С 2008-го перебрался в Харьков, где стал пастором в Церкви служения ромэн “Святой Троицы” и главой общественной организации “Чачимо”.
— Организация существует с 2005 года, — объясняет Николай. — Её работа связана с просветительской деятельностью — дошкольное образование для ромских детей, другие образовательные проекты. Когда произошли известные события на востоке Украины и появилось много переселенцев, мы поняли, что пришло время заняться правозащитной деятельностью.
Сейчас “Чачимо” устраивает лекции для ромской общины в Мерефе. В планах — занятия с юристами, правозащитниками, работниками миграционных и социальных служб.
— Мы понимаем, что людей нужно обучать, помогать им интегрироваться. Для того чтобы они знали свои права, понимали, как работают механизмы защиты, и пользовались этим. После конфликтов в сёлах, где живут ромы (Шелудьковке и Ольшанах), мы увидели актуальность этой проблемы, — продолжает Бурлуцкий. — Как власть, так и правоохранительные органы смотрят на ромскую общину сквозь призму стереотипов. Говорят: “Цыгане есть цыгане”.
Он долго рассказывает историю местных ромов, сэрвов. Говорит о необходимости сохранения их культуры и языка. Сокрушается по поводу того, что ромы постепенно забывают родную речь, переходят на суржик:
— Я тоже сэрв (ромская этногруппа, сформировавшаяся в Украине из эмигрировавших в начале XVII века в страну румынских и/или сербских ромских групп. — Фокус), но у нас в семье разговаривают на ромском. Хотя ощущается влияние украинского языка. Я вообще удивляюсь, что наши язык и культура сохранились.
Мясник
Александр родился и вырос в Мерефе. У него свой дом и большая семья — жена, трое детей, сестра и племянники.
— Я за рулём с семи лет. Конечно, начинал без прав, — признаётся мужчина. — Но тогда такое время было — два-три рубля дал и поехал. В 18 лет получил права, и все мои братья получили.
Но милиция по-прежнему хотела взяток.
— Еду домой с инструментами — топоры, ножи, всё как обычно, я ж мясом занимаюсь. В Водолаге меня останавливают, говорят, что где-то в Валках украли коров. Смотрят мой багажник и решают, что это я коров краду. Я просто оказался не в том месте не в то время! Да меня все в округе знают, я не ворую! Да ладно, говорят, чё ты боишься, подпиши: “Бес попутал, украл”. А на мне что, “лох” написано? Кто-то будет есть ту корову, а я буду сидеть?!
Александра отвезли в участок, несколько суток били и запугивали. Когда в дело вмешались правозащитники, отпустили. Милиционеров не наказали, но и Александр не захотел на них жаловаться. Он считает, что тогда в этом не было смысла, и вспоминает следующую историю.
— Только началась война в Донецке, ко мне оттуда переехала сестра, племянники. Мы во дворе работаем, как вдруг залетает машина оперов. Забирают меня и двоих ребят-малолеток. Я думаю, что на войну, и говорю: “Отпустите малых, я сам поеду”. Короче, шьют на моего племянника дело — убийство бомжа. Я думаю, какая-то подстава, нет у меня в семье таких! Якобы племянник убил бомжа, который на днях украл у меня мясо. Да разве мы будем за мясо убивать! Я знал, кто это мясо украл, прикрикнул на него, да и всё. Какое убийство?
Милиционеры назвали сумму — 15 тыс. грн. Александр привёз 13 тыс., ещё две тысячи ему простили как “хорошему парню”.
— Да, я не знал своих прав, некого было попросить, чтобы объяснил, постоял за меня. Но Коля (Николай Бурлуцкий. — Фокус) приехал и говорит: давайте учиться. Ну вот мы и учимся, — Александр простодушно улыбается и продолжает: — В детстве я хулиганил. В школе постоянно дрался, когда меня цыганом обзывали. А потом подумал: ну да, цыган я, что тут такого?
По совести. Нравственная формула пастора Иосипа (на фото) звучит так: “Ты читаешь Писание, видишь то плохое, что есть в тебе, и постепенно от этого отказываешься. Приходишь к чувству морального достоинства”

 

Пастор-строитель

 

Фото: good-news.in
Иосип — протестантский пастор. В Мерефу приезжает на служения, живёт в соседнем городке Песочине.
— Я верующий с детства. Вырос в Закарпатье, служил в армии. Потом в Харькове женился на украинке. В 22 года уже стал служителем в церкви, в 26 — пастором, — рассказывает Иосип. — Но вообще я работаю на стройке. В молодости друг научил меня специальности. А сейчас я работаю в бригаде и тоже беру молодых, учу их.
Иосип не может вспомнить, чтобы к нему относились предвзято. Другое дело — его братья в Закарпатье.
— Милиционеры постоянно унижали! Видят, что едет цыган, остановят и давай издеваться. Я приехал туда, в Закарпатье, и говорю милиционеру: “Послушай, ты представляешь украинский закон и не имеешь права его унижать. Если цыган что-то нарушил, ты можешь привлечь его к административной ответственности, оштрафовать. А если ничего не нарушил, значит, просто едет и просто цыган…”. Когда они меня в следующий раз увидели, сказали: “О, умный появился”.
Мы общаемся с Иосипом перед молитвенным собранием. И Иосип, похоже, уже вошёл в роль пастора.
— Знаешь, чем отличается христианство? — не дожидаясь ответа, продолжает: — Тем, что ты живёшь не только по законам государства, но и по совести. Ты читаешь Писание, видишь то плохое, что есть в тебе, и постепенно от него отказываешься. Ты приходишь к чувству морального достоинства. Начинаешь любить Бога. У меня есть прихожане, которые по несколько лет пили, а потом уверовали и перестали пить, детей своих из приютов забрали.
Сила знаний
В небольшой зал неспешно заходят около 30 человек с синтезатором, колонками и микрофонами. Это оборудование понадобится позже. Сегодня воскресенье, а значит, после лекции будет молитвенное собрание — с музыкой и песнями. У ромов иначе быть не может.
К сцене подходят лекторы — Александр Любиченко и Андрей Божков из Управления обеспечения прав человека Национальной полиции.
— Сразу скажу, это хорошие ребята, они на нашей стороне, — успокаивает слушателей Николай Бурлуцкий. — Они будут говорить, а вы слушать. Если по ходу что-то непонятно или вы слышите незнакомое слово, поднимайте руку и спрашивайте.
Александр и Андрей объясняют, что они защищают граждан от неправомерных действий полиции. К ним можно обращаться, если полицейские задержали вас, отобрали документы, унизили, применили насилие, не пустили к следователю или начальнику отдела полиции. Сотрудники управления обеспечения прав человека также консультируют граждан по телефону, а при необходимости выезжают на место и назначают служебную проверку.
— В Украине участились случаи, когда совершаются преступления на почве ненависти, — переходит к теме Александр Любиченко. — То есть когда один человек ненавидит другого из-за каких-то признаков — из-за цвета кожи, языка, религии. Когда один человек бьёт другого и при этом кричит “Цыган!” — это преступление на почве ненависти.
Со скрипом открывается дверь и в зале появляется опоздавший слушатель. Обходит все ряды, здороваясь с каждым мужчиной. Протягивает руку и лекторам у сцены. Только после этого садится в первом ряду.
— К сожалению, правоохранительные органы не всегда корректно реагируют на такие правонарушения, — продолжает Александр. — Мы боремся за то, чтобы в полиции правильно квалифицировали эти преступления и вносили их в ЕРДР.
— Е-Р-Д… Что? — перебивает его Бурлуцкий. — Нужно объяснить это слово.
— Это такой “реестр преступлений”, — подхватывает юрист “Чачимо” Андрей Пекаренин. — Скажем, человек считает, что его права нарушены, приходит в полицию, пишет заявление. Дальше важно проследить, чтобы правонарушение зарегистрировали под определённым номером, то есть внесли в “реестр правонарушений”. Когда ваше заявление просто приняли, его ещё не обязаны расследовать. Если же внесли в реестр — обязаны. Об этом или об отказе вас должны уведомить в течение двух суток после принятия заявления.

Как под Харьковом ромов выгоняли

 


— У нас, у ромов, не принято писать заявления, — вставляет Николай. — Но если ваши права нарушают, особенно те, кто должны их охранять, вы как граждане Украины должны сами защищать свои интересы. Поверьте, когда увидят, что вы не просто цыгане, а граждане, отношение к вам поменяется.
Лекторы рассказывают, что в Уголовном кодексе есть статья 67 — “обстоятельства, отягчающие наказание”. К ним относится совершение преступления на почве расовой, национальной или религиозной вражды.
— Сейчас мы рассмотрим индикаторы, указывающие на то, что преступление совершено на почве ненависти, — продолжает Андрей Божков.
— Что такое индикаторы, понятно? — вновь обращается к залу Николай. — Это признаки, по которым можно что-то определить.
В конце лекции Николай вспоминает о своём опыте общения с правоохранителями:
— Еду как-то на своей старенькой машине, в рабочей одежде. Милиционер останавливает и говорит: “Ты что, цыган?” Я, конечно, понимаю, что это дискриминационный вопрос, но отвечаю: “Да”. Тогда он протягивает мне брошюрку: “А ну-ка прочитай что-то!” Думал, я не умею!
Стратегия понимания
Исторически так сложилось, что в Украине и других постсоветских странах защитой и интеграцией в общество ромов занималось лишь Министерство культуры. Точнее, должно было бы заниматься. Но на самом деле у Минкульта нет никаких рычагов воздействия на местные власти. Максимум, что могут сделать чиновники от культуры, — посодействовать в организации концерта с участием какого-нибудь цыганского хора.
Как уже отмечалось, в 2013 году была утверждена Стратегия интеграции ромов до 2020 года. Поначалу документ имел не столько практический, сколько декларативный характер: государство признало, что проблема есть. Дело сдвинулось с мёртвой точки в 2015 году, когда при Кабмине была создана Межведомственная координационная группа под руководством министра социальной политики. В эту группу вошли несколько ромов, способных донести до своего народа политику правительства.

 



Заместитель главы межведомственной рабочей группы, правозащитница Земфира Кондур настаивала на том, чтобы в регионах с большим ромским населением, в том числе в Харьковской области, создали рабочие группы, которые решали бы проблемы на месте. И кое-где такие группы начали появляться. Сегодня представителей ромских общин приглашают в качестве посредников для разрешения конфликтов социальные чиновники и правоохранители.

 

Правозащитница Земфира Кондур
— Основные наши цели — мониторинг соблюдения прав ромов, посредничество между нашими общинами и властями, консультации, обучение социальных работников и полиции, — объясняет Николай Бурлуцкий. — Иногда ко мне обращаются даже в тех случаях, когда сотрудники местных администраций не могут объяснить ромской семье, какие документы они должны принести для оформления пособия. Я приезжаю и помогаю им просто понять друг друга.

 

Source
Religious Tourism

Recent Posts

The third largest mosque in the world was inaugurated in Algeria

It’s also Africa’s largest, but critics view the mosque as a vanity project for a…

3 months ago

Sensation!? Egypt’s Oldest Papyri Detail Great Pyramid Construction

CHRISTOPHER KLEIN Egypt’s oldest papyrus fragments, which detail the construction of the Great Pyramid of…

3 months ago

Brazil: 9,000-year-old Human Skeletons and Over 100,000 Artifacts

Surveyors in Brazil were appraising a site identified for the building of a new apartment…

3 months ago

Новий податок для туристів

Деякі європейські країни вже у 2024 році планують запровадити новий податок для туристів. Плату за в'їзд потрібно…

4 months ago

Стародавній палац доводить існування напівміфічних правителів Китаю

Китайські археологи виявили палацовий комплекс віком 4 тисяч років у Китаї, який належить до часів…

4 months ago

День Святителя Миколая у Піреї. Греція

День Святого Миколая, архієпископа Мирлікійського чудотворця, покровителя моряків, цього року  відзначався в Піреї надзвичайно урочисто.…

5 months ago